Собо́р Непоро́чного Зача́тия Пресвято́й Де́вы Мари́и — неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги).
Расположен по адресу: Малая Грузинская улица, дом 27/13; ближайшие станции метро — Краснопресненская, Улица 1905 года и Белорусская-кольцевая.


При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала «Католический вестник — Свет Евангелия», офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусства добра».

В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия.




В центральном нефе два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни — конфессионалы. В конце левого нефа — часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.
Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов — 14 «стояний» Крестного пути.
За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но кроме самого хора на хорах был установлен орган.
Трансепт придаёт зданию собора в плане форму креста. Это знаменитая схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной.


В пресвитерии собора находится самый важный элемент храма — алтарь, облицованный темно-зелёным мрамором, — место где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии. На алтаре — изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца, восходящий к тексту из Откровения Иоанна Богослова «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк.1:8). Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором.
В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть называется деамбулаторием. Здесь расположена епископская кафедра и места для духовенства.
Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Св. Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, на стене апсиды — Распятие. Высота Распятия в соборе составляет 9 метров, фигуры Христа на кресте — 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры — Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором Святославом Фёдоровичем Захлебиным.



В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.


Орган фирмы «Kuhn» Римско-католического кафедрального собора в Москве — дар Евангелическо-лютеранского кафедрального собора «Basel Münster» швейцарского города Базеля. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32', были перевезены в Москву. Работы по разборке и установке органа вели помощники и сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно.


Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, спроектированный в конце 90-ых годов XIX века, представляет собой неоготическую 3-х нёфную крестовидную псевдобазилику. По различным свидетельствам, автор проекта Ф.И. Богданович–Дворжецкий, использовал при его разработке архитектурные мотивы двух известнейших европейских произведений готического зодчества – соборов в Милане и в Вестминстерском аббатстве. Действительно похожие декоративные элементы, а так же довольно необычный многогранный купол Кафедрального собора в Милане очень похожи на соответствующие архитектурные детали нашего храма, как и некоторые фасадные украшения Вестминстерского кафедрала имеют небольшое сходство с фасадом храма в Москве.

Фасад
Начнём описание архитектуры нашего храма с фасада. Фасад – т.е.передняя стена здания, в архитектуре какой–либо отдельно взятой церкви, запоминается больше всего. В условиях городской застройки, когда над храмом могут возвышаться другие здания, фасад принимает на себя дополнитеьную смысловую нагрузку – по нему определяется храм. Ступени ведущие ко входу и фасад символизируют переход от профанного внешнего мира к священному. Самая известная широкой публике часть церковного фасада – окно–розетка , которое обычно расположено над центральным входом. Полоски витражного стекла в лепном обрамлении, лучами расходящиеся от центра, уподобляются лепесткам распустившейся розы. Главной деталью церковного фасада является вход расположенный, в подавляющем большинстве случаев прямо под окном–розеткой. Две раскладных, двустворчатых двери главного входа собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии обрамлены порталом. Слово «портал», в данном случае, имеет смысл родственный латинскому Porta Caeli – Врата Небесные. В Porta Caeli ведет лестница из 11 ступений, символизирующая 10 заповедей и наибольшую заповедь - Господа Иисуса Христа – т.е. этим как бы говорится: "только соблюдая заповеди можно войти в Царствие Небесное". Наш портал состоит из двух трёхколонных эдикул, расположенных слева и справа от дверей, которые соединены барельефным арочным навершием – вимпергом. Вимперг входного портала увенчан острым треугольником, который называется тимпаном. Обычно тимпаны церквей украшались сценами из Ветхого завета или из жизни Иисуса Христа, реже мозаичными или лепными орнаментами. Тимпан нашего храма украшен барельефным готическим крестоцветным орнаментом, в центре которого можно видеть позолоченный вензель, сплетение из 4 латинских букв VMIC (Virgo Maria Immaculata Concepta – Дева Мария Непорочно Зачатая), а по верхней кромке тимпан украшен лепным украшением, которое на самом навершии плавно переходит во флерон – элемент состоящий из четырёх краббов ( резных готических орнаментов в виде стилизованных листьев.), симметрично расположенных вокруг стержня и имеющих вид раскрывающегося цветка фантастического растения, и представляющее в своём профиле, откуда бы мы ни смотрели, форму креста.
По обоим бокам портала пристроены две декоративные стрельчатые полубашенки, оканчивающиеся наверху декоративными лепными пинаклями. (Пинакль – башенка с пышным декором, часто служит для украшения наверший вимпергов, контрфорсов, стен и других архитектурных конструкций в готике).

Пинакли
Верх центральной части фасада собора представляет из себя сложную систему декоративных и силовых элементов, состоящую из трёх башенок, объединённых между собой стрельчатой аркадой, (рядом небольших стрельчатых арок). Кроме того, средняя башенка, расположенная чуть повыше двух боковых, имеет по бокам опоры в виде фальшивых открытых аркбутанов. На шпиле центральной башенки установлен крест, на шпилях боковых башенок гербы Папы Иоанна Павла II и Архиепископа Тадеуша Кондрусевича. Боковые части фасада имеют по одному ланцетному окну (окно в форме стрельчатой арки). На внешних углах боковых частей фасада так же установлены башенки, украшенные пинаклями с четырёх сторон у основания шпилей. Башенки боковых частей фасада соединены с центральной частью так же стрельчатыми аркадами. На левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой расположены колокола собора «Фатимская Божья Матерь», «Святой Фаддей», «Юбилей 2000» и «Святой Виктор», которые приводятся в действие при помощи электронной автоматики.
Шпили башенок фасада оказывают большое влияние на внешний вид храма. Они способствуют ощущению вертикальности и запредельности. Центральный шпиль визуально помогает определить здание как церковь ещё издалека.
Старинные правила строительства готических церквей отводят фасаду храмового здания функции «визуальной катехизации, евангелизации и научения», поскольку фасад включает в себя произведения искусства, названного «слугой религии».

Нартекс
Переходным пунктом на пути из внешнего мира во внутренний интерьер церкви, назыаемый по–русски притвором, является нартекс. Он служит двум основным задачам. Во–первых, нартекс всегда используется в качестве вестибюля, в котором можно стряхнуть снег с ботинок, снять верхнюю одежду или головные уборы, сложить зонтик. Во–вторых, в нартексе иногда собираются процессии, входящие к алтарю, или в некоторых церквях из нартекса начинается Introitus - вход служителей в начале Мессы, поэтому более древнее название нартекса «галлилея», т.к. все шествия из нартекса к алтарю имеют сиволическое значение пути Христа из Галлилеи в Иерусалим, где его ждало распятие. В нартексе Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии находится так же помещение-класс для катехизации, скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым, а так же, при входе в неф, чаши с освященной водой. Осенять себя крестным знамением, предварительно смочив пальцы в освященной воде – древний способ очиститься, вступая в дом Божий. Св.Карл Борромео, который сыграл большую роль в формировании архитектуры католических храмов, указывал следующие правила относительно формы и размера чаш со святой водой, а так же материала из которого они должны быть изготовлены: «Чаша должна быть изготовлена из мрамора или цельного камня, без пор или трещин. Она должна располагаться на красиво сложенной опоре и располагаться не снаружи церкви, а внутри неё.». Чаши с освященной водой расположены слева и справа от входных дверей, ведущих из нартекса в неф. Над чашей слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, над чашей, находящейся справа - медаль юбилейного 2000–го года.

Крипта
Через дверь в левой стене нартекса можно попасть в подземные пространства собора – крипту. В крипте собора расположены помещения Оратория, часовня, учебные классы для катехизации, офис регионального отделения «Каритас» и другие воспомогательные помещения. Обычно крипты в готических соборах имеют сводчатые ребристые потолки. Чаще всего крипты использовались как места для церковных захоронений, а так же как хранилища реликвий (мощей и исторических предметов культа) – реликвиарии (реликвярии). Ранее в помещении склада, в которое ведёт лестница в подвал (вход через правую дверь нертекса), находилась специальная часовня для прощания с усопщими и служения Missa Requiem
Дверь, расположенная в правой стене нартекса, ведёт на галерею нефа, где расположены хоры.
На обоих лестничных клетках нартекса имеются отдельные выходы на улицу.

Нефы Сразу за нартексом начинается основной архитектурный объём любого храма. Пройдя через нартекс, можно попасть в основное помещение церкви – неф. Слово «неф» происходит от латинского слова “navis “, которое имеет значение «корабль» (отсюда же происходит и слово «навигация»). Изначально предназначенный для прихожан, неф получил своё название потому, что образно представляет «ковчег Спасения».
Неф почти всегда разделён на 2 (как в нашем случае) или более секторов скамей, в больших храмах неф ограничен дополнительными проходами – боковыми нефами. До закрытия в 1938 году в боковых нефах нашего храма тоже стояли ряды скамей.
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, как и любой готический храм, имеет конструкцию свода, основой которой является строгая каркасная система.
Своды нефов здесь опираются на арки, а арки, в свою очередь, опираются на столбы. Боковое давление сводов нефов передаётся наружным полуаркам – аркбутанам, и наружным столбам опорам – контрфорсам.
Стены не служат опорой сводам, что позволяет разместить в них большие окна. Так же благодаря такой конструкции стало возможным уменьшить толщину стен и увеличить внутреннее пространство здания.
Боковые продольные нефы Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии имеют по пять столбов–контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей, т.е. символически Ковчег Спасения или Царствие Божие, что представляет собой внутреннее помещение церкви, покоится на 10 заповедях.
Окoнные проёмы, расположенные в стенах между контрфорсами, украшены витражами, В готическом витраже ярче всего проявилось торжество света и цвета. Витраж открыл новые возможности для цветовых эффектов, в которых их создатели видели конечную цель своего искусства. Согласно средневековым готическим архитектурным представлениям, свет льющийся с неба, означал идущий от Бога свет.
Так же, на внутренних поверхностях стен, между внутренними выступами контрфорсов главного нефа, под оконными проёмами, находятся 14 барельефов - 14 «стояний» - (станций) Крестного пути.
Боковые нефы, поначалу, служили как отдельные молитвенные помещения для мужчин и женщин, левый неф предназначался для женщин, правый для мужчин. До закрытия в 1938 году в боковых нефах нашего храма так же стояли скамьи. В начале каждого бокового нефа в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии установлены открытые исповедальни – конфессионалы.
Левый неф заканчивается справа от пресвитерия, его окончание – часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Св.Даров.
Правый неф заканчивается слева от пресвитерия, после пересечения главного нефа с трансептом. Окончанием правого нефа является преддверие сакристии. Тут расположена ёмкость с освященной водой и, непосредственно, вход в сакристию (ризницу).
Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, котрые образованы диагональными арками – оживами.
Колонны в колоннадах Кафедрального собора Непорочного Зачатия Девы Марии установлены на подколонные пьедесталы облицованные пластинами из серого мрамора. Такие подколонные пьедесталы называются плинтами. В общей сложности в главном нефе находится 10 плинтов для несущих колонн свода. Пьедесталы – плинты в нашем храме имеют чисто декоративное значение.
Основные силовые несущие стволы колонн в колоннадах главного нефа собора имеют в сечении форму равносторонних четырёхугольников. Колонны так же несут на себе многочисленные и разнообразные элементы объёмного декора.
Со всех сторон силовые стволы всех 10 колонн оформлены вычлененными рельефными выпуклостями, имитирующими полуколонны и колонны, которые заканчиваются наверху на разных уровнях. Эти выпуклости называются энтазисами и служат для создания визуального впечатления напряжённости , под действием идущего сверху давления основной массы конструкцииглавного нефа. Каждый энтазис несущей колонны перед переходом в аркатурный изгиб, заканчивается капителью –верхней выступаюшей вокруг колонны частью, которая обычнослужит классическим украшением античных колонн и пилястров.
Название «капитель» происходит от латинского слова capitellum –что означает « головка» или «макушка». Капители энтазисов силовых колонн отделаны по кругу лепными орнаментовками, выполненными в виде двухярусной каймы собранной из причудливо скрученных, стилизованных под античность листьев деревьев. Такие лепные украшения называются кимами, кимы нередко применяются для внутреннего декора готических построек, наряду с краббами, фестонами и фиалами, которые могут быть как резными, так и лепными.
В помощь контрфорсам боковых нефов, которые несут на себе основные статические нагрузки от внешних стен сооружения, колоннады принимают на себя нагрузку от сводов и крышевого покрытия главного нефа. Поскольку по всей длине колонны декоративно и стилистически не видоизменяются, не делятся по высоте на различные уровни поперечными перекрытиями боковых нефов, то по архитектурной классификации это называется колоннадой в 1 ордер, то есть в один стилистический порядок.
Параллельные колонны колоннад главного нефа соединены между собой стрельчатыми арками. Эти арки придают всей конструкции особую жёсткость и являются отделочными обрамлениями аркбутанов главного нефа собора. Всего (учитывая два ряда несущих полуколонн у входа в главный неф и пресвитерии) под сводами главного нефа собора расположено 7 стрельчатых арок. Ячейки между стрельчатыми арками называются травеями, то есть продольно собор делится на пять травей, и поперечный неф - трансепт – делится на две травеи, по одной с каждой стороны трансепта.

Хоры
За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Хоры предназначены для приходских хоров, ведущих во время Св.Мессы, литургическое пение. Во многих старинных готичесикх храмовых сооружениях в Европе хоры располагаются в передней части главного нефа, неподалёку от алтаря, но это было обыкновением ещё в те времена, когда все певчие были клириками. Такие закрытые хоры в передней части нефа, именуемые scola cantorum, появились в XII веке. Впервые хоры в передней части нефа были построены в церкви Святого Климента, в Риме, но в монастырских церквях такое расположение хоров стало обычным уже с VI века, так как пение является неотъемлимой частью монашеской молитвы.
Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, на галерее, поскольку прихожанам гораздо лучше поётся, когда сзади и сверху их направляют умелые певцы и церковный орган. Таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Так как пение воспринимается в первую очередь на слух, нет обусловленной необходимости в том, чтобы члены приходского хора были всегда видны всем прихожанам, ведь они участвуют в Св.Мессе тоже как молящиеся прихожане, а не как выступающие артисты. Поэтому на них прихожанам смотреть необязательно, а вот им, во время богослужения, необходимо смотреть туда же, куда и всем остальным, вперёд – в направлении алтаря Жертвоприношения.
По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих.
Кроме самого хора на хорах Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии с 2000 года был расположен главный орган, изготовленный фирмой “Kühn” в 1955 году, и имеющий 74 регистра, подаренный собору американским священником, отцом Марселем Гуарницо, который возглавляет организацию «Помощь Церкви в России». В 2005 году в храме был установлен новый орган, подаренный лютеранским собором швейцарского города Базель.

Купол
В конце четвертой травеи главный неф пересекается с поперечным нефом – трансептом. Место пересечения трансепта с главным нефом называется средокрестием, в котором на 4 силовых пилона опирается восьмигранный световой барабан.
В основании светового барабана по четырём углам располагаются 4 лика херувимских, описнных в книге «Откровений»:
«и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков»
Эти 4 лика так же символизируют 4 Евангелия как и 4 евангелистов сообразно их последованию в Писании.
На покрытии свода светового барабана расположена шпилевая конструкция с крестом, служащая венцом всему храму.
Шпилевая конструкция опирается на декоративную аркатурную систему. Через окна барабана осуществляется освещение дневным светом основной части главного нефа.

Трансепт придаёт всему зданию в плане форму креста. Это знаменитая схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви – базилики.
В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной. В пресвитерии находится самый важный элемент храма - алтарь - место где приносится Евхаристическая Жертва.

Алтарь
Церковь строится ради алтаря, а не наоборот. Именно поэтому все зрительные линии здания храма сходятся к алтарю, тогда как и литургия Св. Мессы имеет своей центральной точкой Пресуществление, когда посредством рукоположенного священника хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Жертвенный алтарь важен для католического храма в первую очередь потому, что на нём священник вновь совершает крестную жертву Иисуса Христа, и только во вторую очередь как стол, на которм готовится общинная трапеза. В подавляющем большинстве церквей алтарь занимает центральное место в пресвитерии. Украшением апсиды и пресвитерия Кафедрального Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является алтарный престол, облицованный темно-зеленым мрамором.
В главный алтарь помещены частицы мощей св. ап.Андрея, св.Зинона, покровителя Вероны, св.Григория Нисского, св.Григория Назианского, свв. Космы и Дамиана, св.Анастасии, девы и мученицы, а так же частица покрывала Пресвятой Девы Марии. Все это - дар Веронской епархии, который с благодарностью принял архиепископ Тадеуш Кондрусевич в Кафедральном Соборе Вероны.
Слева от алтаря располагается кафедра или амвон. Слово «амвон» в переводе с греческого означает «возвышенное место». С XIII века в церквях обычно устраивались высокие амвоны, некоторые из которых представляют собой настоящие произведения средневекового искусства. Хотя чаще амвоны располагают в пресвитерии, иногда их можно увидеть прямо перед самим нефом. Они могут быть и отдельностоящими и прикреплёнными к колонне, но помещаются они обычно на том месте в храме, где лучше всего акустика. Ни при каких обстоятельсьвах амвон не может располагаться в центре католического храма, не потому,что он не игрет важной роли в богослужении, а потому, что как и всё остальное он по смыслу подчинён алтарю Жертвы, на котором совершается главное жертвоприношение Мессы.
Амвон Кафедрального Cобора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, пожертвованный директором польских авилиний “LOT”, так же как и главный алтарь, облицован зелёным мрамором.
В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть, ранее, «в обход Алтаря», называется деамбулаторием. Потолок апсиды над деамбулаторием разделён на 5 частей длинными лиернами или льернами исходящими из центра полусвода апсиды. Лиерны представляют из себя звёздчатые декоративные нервюры полусвода. Стена апсиды за деамбулаторием так же разделена декоративными полуколоннами в продолжение лиерн на пять одинаковых частей.
Так же в деамбулатории расположен трон епископа и места для духовенства. Деамбулатории ведут свою историю с тех времён, когда здания римских базилик, кроме богослужений, использовались для общественных целей. Тогда перед алтарём, который стоял несколько дальше, чем обычно стоят алтари сегодня, размещались кресла судей или тех, кто возглавлял собрание – трибунов, именно поэтому второе название деамбулатория – трибунал.
До II–го Ватиканского Собора, когда алтари располагались неколько дальше, деамбулаторий служил для обхода священником алтаря и для окаждения алтаря со всех сторон во время богослужения.
До закрытия перед войной алтарь нашего храма представлял собой прекрасную трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды. Во всём пресвитерии стоялии пальмы. Пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой – баллюстрадой.
Пресвитерий нашего храма отделён дервянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с Алтарём Св.Даров и от преддверия сакристии.
Ранее, до 1938 года, так как дарохранительница со Св.Дарами (tabernaculum) располагалась на главном алтаре, на месте современной часовни Божьего Милосердия находилась часовня освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в которой служили литургию католики восточного обряда.
В пресвитерии, на стене апсиды, присутствует Распятие. В соответствии в католической традицией Распятие должно изображать Иисуса страдающего на кресте. Это способствует соединению прихожан с крестными страданиями Иисуса Христа. Согласно энциклике „Mediator Dei“(1947 г.) папы Пия XII, "сходит с пути прямого тот, кто заказал бы Распятие такого вида, что божественное тело Искупителя не несло никаких знаков Его жестоких страданий".
Обычно Распятие помещается на стене, над алтарём, либо за ним, поскольку то, что оно представляет, неразрывно связано с жертвоприношением Мессы, которое и совершается на алтаре.

Распятие
Высота Распятия в нашем соборе составляет 9 метров, фигуры Христа на кресте – 3 метра. На консолях, крепящихся к стене апсиды, по обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры - Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором Святославом Фёдоровичем Захлебиным.
После реставрации собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел незначительные отличия от проекта 1895 года.
Так, после закрытия и до 2000 года на фасаде не было предусмотренных проектом 7 шпилей. Вместо вензеля VMIC на фасаде на проектных эскизах можно увидеть звезду Давида, означающую происхождение Девы Марии из рода Давидова.
Несколько отличается и отдельный вход в левый южный трансепт. Декоративные кирпичные круги на стенах трансептов должны были иметь крестовидные вставки из обожжённой глины.

@темы: russia